Desadvart - графический дизайн, artwork, стрит арт, фото арт, креативная реклама

пятница, 16 марта 2012 г.

Разыскивается бриф!

Визуальная индентификация бренда — вещь важная, и в определенной степени необходимая. Согласно практике как мировых брендинговых агентств (Wolf Olins, Landor, Pentagram, Capsule и иже с ними), так и отечетсвенных (Depot WPF, Паприка Branding...) дело начинается с креативного брифа, который запоняется клиентом. В мировой брендинговой практике слов из серии «нужен логотип для зубочисткоперерабатывающего комбината Профзубкомбинат, срочно, на вчера» явно недостаточно.



Лирическое отсутпление: чего хочет бизнесмен/диреткор по рекламе и маркетингу/секретарь, на которого повесили задачу (ре)брендинга? Независимо от сферы деятельности, они хотят успеха, ведь успех – это деньги, эквивалент свободного труда. Успех – конечная цель. Каждому человеку, хотя бы раз решвашему комплексные задачи, известно, что глобальную цель рациональнее разбить на промежуточные, таким образом «решая проблемы по мере поступления». При построении успешного бренда/компании логотип – это одна из таких промежуточных целей. Почему? В практике мирового бизнеса это не просто «картиночка на визитке», это символ, это дух, это корпоративная культура и… понимание самих себя. Примеров тому множество – достаточно почитать кейсы ведущих брендинговых агентств.


Именно поэтому бриф – ключевая составляющая работы над любым визуальным представлением бренда/компании. Он включает в себя вопросы, ответы на которые полезны не только агентству/дизайнеру в его работе. Систематизированная информация луше поддается анализу, что известно из статистики. В нашем случае это позволит самому же клиенту а) при брендинге – создать корпоративную культуру, определенный порядок и некий план, придерживаясь которого компания обеспечивает себе цельность и надежность, б) при ребрендинге – пересмотреть основные принципы работы, переоценить свои силы, возможности, слабые стороны и сделать из этого выводы.

Что мы видим в окружающей нас реальности? Именно случай с зубочисткоперерабатывающим комбинатом. О чем это говорит? Об отсутствии системы. Чаще всего на требование о заполнении брифа люди отвечают: если бы я все это знал – нарисовал бы сам. Что в итоге получается? Дизайнеру или агентству приходится работать с минимальными входящими данными, не имея ни маркетингового бекграунда, ни целей, которых хочет достичь заказчик, ни даже сколь бы то ни было реального УТП, на которое можно было бы опираться. По той же причине происходит история из серии «хочу как у Мерседеса» или «хочу как у конкурента, только круче». Только в первом случае посыл ошибочен – Мерседесу уже не нужно ничего доказывать, и что бы они ни налепили на свои машины – они все-равну будут покупаться, потому что качество доказано десятилетиями, и применительно к стартующему бизнесу этот принцип не действует. Во втором случае ошибочна мотивация – у конкурента, наверняка, есть продуманная стратегия поведения на рынке, реальные преимущества и четкая концепция, поддержанная грамотным визуальным исполнением. Но кому какое дело… клиент всегда прав…

На выходе такой работы результат мы имеем неутешительный. В идеальном случае дизайнер с развитым чувством вкуса, отслеживающий мировые тренды и умеющий аналитически подходить к заданию, вытрясет из трех слов хоть какую-то полезную информацию и создст логотип, который проживет десятилетиями, удивляя заказчика и его клиентов.

Чаще всего ситауция не так радужна. Дизайнер рисует на самом деле красивый логотип, соответствующий европейскому уровню и стилю, однако идеологически он пуст или поверхностен, потому что за ним не стоит идеи. Мой знакомый, специалист в области корпоративной идентификации, называл такие логотипы «блондинками» – снаружи все красиво, а внутри – пустота.

О другом варианте даже говорить больно, ведь именно из за него мы имеем море разливанное графически убогих и идеологически пустых логотипов, которые не коммуницируют, не информируют, не запоминаются и вряд ли обращают на себя внимание.

Желаю Вам, коллеги, информативных брифов, ярких и эффективных концепций, и конечно же – творческих успехов.

0 коммент.:

Отправить комментарий